Вторник, 20.02.2018, 18:08

МБДОУ Детский сад №1 города Кашина

Меню сайта
Категории раздела
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 Программа дополнительного образования

по авторской программе Л. Л. Шевченко

«Добрый мир»

для детей старшего дошкольного возраста

Программа разработана на 2 года 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по курсу «Добрый мир» разработана на основе примерной общеобразовательной программы «Добрый мир» (Православная культура для малышей) в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре основной образовательной программы и являющейся вводной частью единой авторской программы «Духовно – нравственная культура. Православная культура» для 1 – 11 гг. обучения.

Программа «Добрый мир» направлена на формирование у детей дошкольного возраста общей, духовно – нравственной, эстетической, общей культуры, через познание истории и традиций своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту православной культуры. Изучение народной культуры осуществляется через воспроизведение годового цикла праздников, сюжетно-ролевых, специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок), через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Актуальность

Духовно–нравственное развитие – является одной из важнейших сторон воспитания личности ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности ребёнка, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

В настоящее время в России материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и художественно – эстетическим развитием значительное место в работе детского сада занимает духовно–нравственное воспитание детей. Ведь в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Духовно–нравственное воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

Таким образом, состояние близости души, внутреннего мира, ума, чувств и сердца ребенка является основным средством духовно–нравственного воспитания, а основной формой – является несение добра людям.

Цель программы определяется как развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи

• Духовно – нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для личности, семьи, общества.

• Приобщение детей к традиционным духовным ценностям России, к пониманию значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для личности, семьи, общества через духовно – нравственное развитие и воспитание детей.

• Формирование у детей основополагающих морально – нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный выбор.

• Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей.

• Создание условий творческого развития.

• Воспитание любви к Родине, семье.

• Интеграции личности в национальную и мировую культуру.

Отбор содержания примерной программы произведен в соответствии с принципами:

• культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально – культурной принадлежности познакомиться с традиционной духовно – нравственной культурой России;

• исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;

• личностно – ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста;

• целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования: социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое, познавательное развитие.

Программа обеспечивает:

• единство воспитательных, обучающих и развивающих задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• направлена на укрепление духовно – нравственного здоровья детей, обеспечивая за счет введения образовательного компонента «Духовно – нравственная культура» возможность их всестороннего развития;

• основывается на принципах научной обоснованности и практической применимости;

• строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с дошкольниками;

• обеспечивает организацию образовательного процесса в формах совместной деятельности взрослых и детей и формах самостоятельной творческой деятельности;

• направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления духовно – нравственного развития личности ребёнка, независимо от культурной среды, этнической и конфессиональной принадлежности.

Программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (от 5 до 7 лет).

Сроки реализации программы

Количество занятий в неделю - 1

Количество занятий в месяц - 4

Количество занятий в год - 35

День недели - среда

Время проведения: 16.00 /16.30

Продолжительность образовательной деятельности: 25/30 мин.

Формы реализации: игра, игровые ситуации, рассказ, беседа, обсуждение проблемных ситуаций; ЧХЛ, наблюдение, художественное творчество. Деятельность сопровождается музыкой (классической, русского народного фольклора), звуками природы (пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и др.), а также показом репродукций картин русских и современных художников, наглядных материалов.

Методы и приёмы:

Наглядный метод

- чтение художественной литературы с показом демонстрационного материала;

- рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин. 

Словесный метод

- рассказы детей (пересказ сказок), рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы;

- чтение художественной литературы;

- беседа;

- обсуждение проблемных ситуаций;

- загадывание загадок.

Практический метод

- организация продуктивной деятельности дошкольников;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Игровые методы

- проведение игр различных видов (дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);

- воображаемые ситуации в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием;

-проигрывание и сочинение сказок в интерактивной песочнице.

Планируемые результаты освоения детьми программы «Добрый мир»

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том »что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

В основу программы положено блочно – тематическое построение содержания программы, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения.

Программа состоит из четырёх тематических блоков:

I. Устроение мира (Божье мироздание. Прогулки по дням творения. Книга 1.

II. Устроение отношений в мире (Нормы христианской этики). Книга 2.

III. Устроение отношений в нашей жизни (на основе норм христианской этики). Книга 3.

IV. Ценности жизни христиан (Главные православные праздники. Чему мы радуемся?). Книга 4.

Перспективное планирование (старшая группа)

 Сентябрь

1 «Мы отправляемся в путешествие» Кн.1(с.4) 

2 «Наблюдаем наш мир» Кн.1 (с.7) 

3 Прогулка первая «Свет. День. Ночь». Путешествие с книгой. Первый день. Кн.1 (с.8)  

4 Прогулка вторая «Небо». Путешествие с книгой. Второй день. Кн.1 (с.12) 

Октябрь

1 Сочиняем рассказ «Тучка – путешественница» Кн.1 (с.19) 

2 Рисуем (продолжение рассказа «Тучка – путешественница») 

3 Угадайка «Голоса природы» (с.23) Кн.1(с.23) 

4 Рисуем «Ветер», «Благодатный дождь», «Радуга»  

Ноябрь

1 Прогулка третья «Земля. Вода. Растения». Путешествие с книгой. Третий день. Обсуждаем – размышляем «О воде» Кн.1 (с.26)  

2 Обсуждаем – рисуем «Земля» Кн.1 (с.28)  

3 «Хлеб. Не будем играться хлебом» Кн.1 (с.39) 

4 «С кем поведёшься, от того и наберёшься» Кн.1 (с.50) 

Декабрь

1 Прогулка четвертая «Солнце. Луна. Звезды». Путешествие с книгой. Четвертый день. Кн.1 (с.54)  

2 Прогулка пятая «Птицы. Рыбы. Насекомые». Путешествие с книгой. Пятый день. Кн.1 (с.62) 

3 Прогулка шестая «Человек и животные». Путешествие с книгой. Шестой день. Кн.1 (с.94)  

4 Прогулка шестая «Человек». Путешествие с книгой. Шестой день. «Как на земле появились люди» Кн.1 (с.112)

 Январь

2 Чему мы радуемся? Православные праздники. Путешествие с книгой. Рождество Христово. Кн.4 (с.4) 

3 «Предание о первой рождественской ёлке» Кн.4 (с.4) 

4 Рождественское чудо. Явление ангела пастухам. Кн.4 (с.28)  

Февраль

1 Прогулка седьмая. «День отдыха (покоя)». Путешествие с книгой. Седьмой день. Кн.1 (с.124) 

2 Кто сотворил наш красивый, добрый мир? Путешествие с книгой. Творец и его творения. Кн.1 (с.126)  

3 Обсуждаем – размышляем «О премудрости Божией. Вода. Воздух. Ветер. Тепло» Кн.1 (с.139) 

4 Игра – угадайка «Порядок в окружающем мире. Времена года» Кн.1 (с.144) 

Март

1 Угадайка «Могут ли небо и земля рассказать о Боге?» Кн.1 (с.154)  

2 Обсуждаем – размышляем «Для чего я расту?», «Для чего ты растёшь?» Кн.1 (с.161)  

3 Путешествие с книгой. Чему радуются в праздник пасхи? Кн.4 (с.42)  

4 Как христиане готовятся к празднику? Кн.4 (с.58) 

Апрель

1 Светлое воскресенье. Пасха. Кн.4 (с.46) 1

2 Христосование. Красное яйцо. Кн.4 (с.57) 1

3 Идёт матушка – весна. Кн.4 (с.62) 1

4 Рисуем. Лепим. Готовим подарки. Выставка рисунков «Светлый праздник Пасхи» Кн.4 (с.64) 1

Май

1 Путешествие с книгой. Небесный мир. Ангелы. Кн.4 (с.66) 

2 Христианское имя. В честь кого я назван? Кн.4 (с.71)  

3 Обсуждаем – размышляем «Чем порадовать?» Кн.4 (с.73) 

4 Рисуем. Выставка рисунков «Ангелы» Кн.4 (с.80) 

Перспективное планирование (подготовительная группа) 

Сентябрь

1 Рассказ первый «Что хорошо и что плохо» Путешествие с книгой. Как Бог научил человека отличать добро от зла?» Кн.2(с.4)  

2 «Главные правила жизни добрых детей» Рисуем. Делаем аппликацию – Радуга «Добрые правила жизни» Кн.2 (с.9)  

3 Как себя вести в течение дня? Кн.2 (с.10) 

4 Обсуждаем – размышляем «Какими должны быть дети?». Рисуем «Дерево добра» Кн.2 (с.12)

Октябрь

1 Обсуждаем – размышляем «Добродетели. Благородство» Кн.2 (с.13)  

2 Угадайка «Добрые качества души и добрые дела» Кн.2 (с.14) 

3 «Что есть добро, а что – зло?» Заповедь для самых маленьких о послушании. Кн.2(с.17)  

4 Обсуждаем – размышляем «Почему добро не умирает?», «добрые привычки» Кн.2 (с.24)  

Ноябрь

1 Рассказ второй «Будь послушным!» Путешествие с книгой. Как человек стал непослушным. Кн.2(с.26) 

2 Путешествие с книгой. Послушание Марии. Непослушный сын. Кн.2(с.28 - 30) 

3 Обсуждаем – размышляем «О непослушании», «О трудолюбии» Кн.2 (с.31 - 35) 

4 Подарки далёким и близким друзьям. Выставка рисунков. Кн.2 (с.47) 

Декабрь

1 Рассказ третий «Помоги!» Путешествие с книгой. Милосердный человек. Кн.2(с.48) 

2 Обсуждаем – размышляем «О добрых, жадных, щедрых». Сиротка Кн.2 (с.60)  

3 Рассказ четвертый «Не спорь! Прости!» Путешествие с книгой. Верный Иов. Кн.2(с.68)  

4 Рассказ пятый «Будь скромным! Не хвастайся!» Путешествие с книгой. Скромный и хвастливый. Кн.2(с.76)  

Январь

2 Обсуждаем – размышляем «Под Рождество», «Рождество Христово», «Ёлочка, здравствуй!». Кн.4 (с.22 - 25) 

3 Угадайка «Сказочная викторина» Кн.4 (с.36) 

4 Рисуем. Рождество Христово.  

Февраль

1 Рассказ шестой «Не кради! Не обманывай!» Путешествие с книгой. Важные правила. Кн.2(с.84)  

2 Повторяем. Вспоминаем. Заповеди Божии. Кн.2(с.90)  

3 «Моя семья. Наш род» Путешествие с книгой. Как Бог учил относиться к родителям. Кн.3(с.4 - 8) 

4 Обсуждаем – размышляем «Любовь родителей». Выучим пословицы. Кн.3 (с.16)  

Март

1 Мамина мама – моя бабушка. Бабушкины руки. Кн.3 (с.19) 

2 Рисуем. «Мой дом, моя семья» 

3 Обсуждаем – размышляем «О доброй душе и дружной семье». Кн.3 (с.30) 

4 Рисуем. «Моё родословное дерево»  

Апрель

1 Праздник. Воскресение Христово. Пасха. Кн.4 (с.42) 

2 «Моя Родина». С чего начинается Родина? Почему люди защищают свою Родину? Кн.3 (с.37)

3 «Православный Храм». Рисуем «Храм Божий»  

4 «Наши меньшие друзья». Путешествие с книгой. Как человек давал имена животным. Не вреди! Кн.3 (с.56)  

Май

1 Обсуждаем – размышляем «О доброте. О чудесной дружбе человека и животных». Кн.3 (с.89)  

2 Обсуждаем – размышляем «Как относиться к животным, птицам и растениям?». Кн.3 (с.65)  

3 Коллективное панно «Не обижай творения Божии!» Кн.3 (с.90)  

4 Окончание путешествия. Благодарение. Выставка рисунков «Добрый мир Божий» 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организованно как тематическая игра - путешествие. Игровые формы носят интегрированный, вариативный в зависимости от личностных особенностей детей характер, реализуя на основе содержания программы принцип интеграции с образовательными областями «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». В тоже время, в процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения и др.

В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями, групповой и самостоятельной работы:

- драматизация;

- беседа;

- наблюдение;

- обсуждение проблемных ситуаций;

- конструирование;

- художественное творчество.

В условиях предметно - развивающей среды:

- прогулки - путешествия;

- выставки.

В основу программы положено блочно – тематическое построение содержания программы, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения.

Программа состоит из четырёх блоков:

I Устроение мира (Божье мироздание. Прогулки по дням творения. Книга 1.

Рассказывается о проявлении воли Божьей, о мире и человеке в устроении мироздания.

Прогулки по дням творения:

- Прогулка первая «Свет, день, ночь»

-Прогулка вторая «Небо»

-Прогулка третья «Земля, вода, растения»

-Прогулка четвертая «Солнце, луна, звезды»

-Прогулка пятая «Птицы, рыбы, насекомые»

-Прогулка шестая «Человек, животные»

-Прогулка седьмая « День отдыха (покой)»

II Устроение отношений в мире (Нормы христианской этики). Книга 2.

В этом блоке углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира, и показываются первые нравственные правила жизни – послушание-трудолюбие-любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло.

- Что такое хорошо и что такое плохо?

- Что есть добро, а что – зло?

- Заповедь для самых маленьких о послушании.

- Будь послушным!

- Как человек стал послушным.

- Помоги, милосердный человек.

- Не спорь! Прости! (о прощении, упрямстве)

- Будь скромным! Не хвастайся! (о скромности и хвастовстве)

- Не кради! Не обманывай! (о воровстве, хитрости, о смелости, о совести)

III Устроение отношений в нашей жизни (на основе норм христианской этики). Книга 3.

Этот раздел углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни - того, как эти нормы, должны или проявляются в нашей повседневной жизни: в семье, в отношении к родной земле - Родине, в отношении к природе, животным - братьям нашим меньшим.

- Моя семья. Наш род.

- Моя Родина.

- Православный храм.

- Наши меньшие друзья.

IV Ценности жизни христиан (Главные православные праздники. Чему мы радуемся?). Книга 4.

В этом блоке мы говорим с детьми о счастливой жизни христиан, о христианской вере, отразившихся в главных праздниках - Рождества Христова и Воскресения, как основании и завершении пути Божественного спасения человека. Тема «Благодарение» является содержательным обобщением всей программы, являясь завершением прогулок по Доброму миру в детском саду. Итоговым мероприятием по данной программе послужит экскурсия в храм.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

1) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. - 176 с.

2) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо — плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. - 96 с.

3) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга З. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. - 96 с.

4) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. - 96 с.

5) Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014. - 16 с.

6) Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2016. – 40 с.

7) Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. Под ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества. 2017. – 368 с. (методические разработки занятий)

8) Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества. 2014. – 208 с.

9) Добрый мир. Православная культура для малышей. СD - диск. Музыкальные материалы. 2011.

10) Несколько слов о важном. DVD – диски – 2шт. Фильмы в технике песочной анимации. АНО «Центр информационных технологий Свято – Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии Русской Православной Церкви».

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

- фото и видеоматериалы для показа;

- технические средства обучения: аудио - и видеоаппаратура, диски, ноутбук;

- детские музыкальные инструменты;

- атрибуты к занятиям;

- театральные костюмы;

- наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширма.

- интерактивная песочница ISAND BOX.