Суббота, 16.12.2017, 02:39Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
МБДОУ Детский сад №1 города Кашина
Меню сайта
Категории раздела
НОВОСТИ ИЗ ГРУПП [0]
Материалы [1]
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мастер – класс для педагогов ««Развитие познавательной активности дошкольников  в процессе проектной деятельности».

Цель мастер - класса:  способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования.

Задачи:

-Создать условия для активного взаимодействия участников между собой.

-Совершенствовать мастерство воспитателей.

Форма проведения мастер- класса: лекция с элементами презентации + практическая работа.

Участники: педагоги ДОУ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Дидактический материал: презентация, раздаточный материал (маркеры, ватманы для практической работы, фишки – кружочки для мишени, ватман с изображением мишени)

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.

2. Теоретико - демонстрационная часть.

3. Практическая часть.

4. Рефлексия

5. Подведение итогов.

Ход мастер- класса

I. Предлагаю  поиграть в простую, но очень важную игру «Будем рады встретиться». Приглашаю всех встать в круг. Правило такое:

«Имя свое назови,

Соседу руку протяни

И улыбку подари».

Уважаемые коллеги, у нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей, помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах их жизни.

А сейчас, приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.

Тема нашего мастер – класса «Развитие познавательной активности  в процессе проектной деятельности».

 Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от нас новых форм организации педагогического процесса в ДОУ. Особенно актуальным становиться поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях. Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога, данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать его в настоящем. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка.

Что такое проектная деятельность? Самостоятельная и совместная со взрослым исследовательская, познавательная, игровая, творческая, и продуктивная деятельность, в  процессе которой ребёнок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты, в ней развиваются познавательные способности, проявляется активность, любознательность, творчество, способность рассуждать. ….ПРОЕКТ – ЭТО РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ!!!!!!! Часто вокруг проектной деятельности существуют следующие установки – это сложно, требует больших затрат, времени и сил. Нужно ли это обычным практикам? Проект – это дополнительное бумаготворчество, которого и так у педагога хватает. Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим на проект другими глазами. Возможно, наши представления изменятся. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

 1. Исследовательские - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

 2. Ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы) ;

 3. Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

 4. Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

По продолжительности они бывают:

 Краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности,)

 Долгосрочные («Творчество Пушкина» - на учебный год).

Метод проектов включает в себя несколько этапов эту структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это Пять «П»:

Проблема (выбор темы).

Проектирование или планирование.

Поиск информации.

Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).

Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

 По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, мы вам предлагаем в своей практике использовать два способа разработки проектов:

1. «Модель трех вопросов»

2. Метод «Мыслительных карт»

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

 Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?

 Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о? » Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Мы с детьми придумали символы - сбора информации в картинках.

 Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Ягоды».

ЧТО МЫ ЗНАЕМ

ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ

КАК УЗНАЕМ

Ягоды бывают разного цвета.

Из ягод варят варенье.

Ягоды есть ядовитые и съедобные.

Какая ягода самая большая?

Что можно приготовить из ягод?

Где растут ягоды?

Как можно быстро собрать ягоды?

Спросить у бабушки или у мамы.

Посмотреть в энциклопедии или в интернете.

Написать письмо Всезнамусу.

 

 Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:

 • пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

 • можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;

 • провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;

 • сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;

 • придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

 • организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;

 • провести фотовыставку «Дачные ягодки».

Второй способ - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

 Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами. Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом). Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

III. Практическая часть. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами: «Модель трех вопросов» и "Метод мыслительная карта», и представить свой проект. Тему проекта команда определяет сама

IV. Рефлексия.

 Уважаемые коллеги, предлагаем вам оценить себя и прикрепить к мишени фишки. Если вы поняли изложенный материал,  и будете работать этими способами, то прикрепите зелёную фишку. Если вы поняли материал, но затрудняетесь в его использовании, то прикрепите красную фишку.

 На сколько вы понимаете материал и желаете работать в проектном методе решать вам.

Уважаемые коллеги, благодарим всех за участие в мастер - классе. Желаем вам творческого успеха.

Сопровождение  детско - взрослого  исследовательского проекта "Куда исчезли динозавры"

       Проблема исследования была выявлена в процессе рассматривания энциклопедии «Животные нашей планеты», детьми задавалось большое количество вопросов, в связи с чем, стало понятно, что тема доисторических обитателей планеты детьми изучена плохо и вызывает интерес.

Проблемные вопросы, задаваемые детьми:

«Кто такие динозавры

«Чем питались динозавры

«Они из мультфильмов или сказок?»

«Почему их нет сейчас?»

«Есть ли животные, похожие на динозавров»

Совместно с родителями  мы определили направления работы взрослых:

Цель проекта: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации об истории развития и эволюции животного мира планеты, о науке – палеонтология и различные виды динозавров, и их жизнедеятельности.

Задачи проекта:

1. Развивать воображение, творчество, креативность, любознательность участников проекта.

2. Формировать интерес к познавательной деятельности.

3. Развивать у детей потребности в знаниях о доисторических животных, особенностях жизни, питания, строения тела и видах динозавров, условиях жизни и причинах их исчезновения.

4. Формировать у детей познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, отражать картину доисторического мира в творческой деятельности и т. д.

5. Воспитывать бережное отношение к природе и животным.

Предполагаемый результат.

1. Расширение знаний детей о древних животных, населяющих планету.

2. Воспитание бережного отношения к животному миру.

3. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.

 

Паутинка проекта, разработанная с детьми:

Чтобы узнать о динозаврах, мы можем:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Посмотреть картинки, почитать книги,

посмотреть мультфильмы

Сочинить про динозавров сказку

Поиграть в мир динозавров

Нарисовать динозавров, слепить динозавров,

Поиграть в игру «Кто быстрее, сильнее»

 

План мероприятий по проекту:

Тема

Форма

Цель:

«Динозавры такие разные»

Беседа с показом слайдов

Просмотр мультфильма «Доисторическая эра»

 Показать детям, что все динозавры разные по строению, размеру, окраске, способу передвижения, способности защищаться от врагов, выводить потомство, добывать себе пищу;

 

«Книги о динозаврах»

Организация выставки в группе

 

Посещение библиотеки

«В гости к  динозаврам»

Проведение  спортивного развлечения

Активизация познавательного интереса

«Узнай силуэты динозавров»

Дидактическая игра

Закрепление названий динозавров

«Книжки – малышки про динозавров»

Сочинение  и запись сказок про динозавров.

Изготовление небольших книг, наклеивание в них картинок с динозаврами.

Развитие умения составлять рассказ на заданную тему, развитие творческих способностей.

«Мир динозавров»

Создание макета

Развитие творческих способностей, формирование познавательного интереса

«Что случилось с динозаврами?»

Беседа

Рассказать о том, почему динозавры не водятся в настоящее время