Программа дополнительного образования
по авторской программе Л. Л. Шевченко
«Добрый мир» для
детей старшего дошкольного возраста
Программа разработана на 2 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Добрый мир» разработана на основе примерной общеобразовательной программы «Добрый мир» (Православная культура для малышей) в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре основной образовательной программы и являющейся вводной частью единой авторской программы «Духовно – нравственная культура. Православная культура» для 1 – 11 гг. обучения.
Программа «Добрый мир» направлена на формирование у детей дошкольного возраста общей, духовно – нравственной, эстетической, общей культуры, через познание истории и традиций своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту православной культуры. Изучение народной культуры осуществляется через воспроизведение годового цикла праздников, сюжетно-ролевых, специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок), через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
Актуальность
Духовно–нравственное развитие – является одной из важнейших сторон воспитания личности ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности ребёнка, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
В настоящее время в России материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.
Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и художественно – эстетическим развитием значительное место в работе детского сада занимает духовно–нравственное воспитание детей. Ведь в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Духовно–нравственное воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).
Таким образом, состояние близости души, внутреннего мира, ума, чувств и сердца ребенка является основным средством духовно–нравственного воспитания, а основной формой – является несение добра людям.
Цель программы определяется как развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи
- Духовно – нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для личности, семьи, общества.
- Приобщение детей к традиционным духовным ценностям России, к пониманию значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для личности, семьи, общества через духовно – нравственное развитие и воспитание детей.
- Формирование у детей основополагающих морально – нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный выбор.
- Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей.
- Создание условий творческого развития.
- Воспитание любви к Родине, семье.
- Интеграции личности в национальную и мировую культуру.
Отбор содержания примерной программы произведен в соответствии с принципами:
- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально – культурной принадлежности познакомиться с традиционной духовно – нравственной культурой России;
- исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
- личностно – ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста;
- целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования: социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое, познавательное развитие.
Программа обеспечивает:
- единство воспитательных, обучающих и развивающих задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- направлена на укрепление духовно – нравственного здоровья детей, обеспечивая за счет введения образовательного компонента «Духовно – нравственная культура» возможность их всестороннего развития;
- основывается на принципах научной обоснованности и практической применимости;
- строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с дошкольниками;
- обеспечивает организацию образовательного процесса в формах совместной деятельности взрослых и детей и формах самостоятельной творческой деятельности;
- направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления духовно – нравственного развития личности ребёнка, независимо от культурной среды, этнической и конфессиональной принадлежности.
Программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (от 5 до 7 лет).
Сроки реализации программы
Количество занятий в неделю
|
1
|
Количество занятий в месяц
|
4
|
Количество занятий в год
|
35
|
День недели
|
среда
|
Время проведения
|
16.00/16.30
|
Продолжительность образовательной деятельности: 25/30 мин.
Формы реализации: игра, игровые ситуации, рассказ, беседа, обсуждение проблемных ситуаций; ЧХЛ, наблюдение, художественное творчество.
Деятельность сопровождается музыкой (классической, русского народного фольклора), звуками природы (пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и др.), а также показом репродукций картин русских и современных художников, наглядных материалов.
Методы и приёмы:
Наглядный метод
- чтение художественной литературы с показом демонстрационного материала;
- рассматривание иллюстраций, предметов, репродукций картин;
Словесный метод
- рассказы детей (пересказ сказок), рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы;
- чтение художественной литературы;
- беседа;
- обсуждение проблемных ситуаций;
- загадывание загадок.
Практический метод
- организация продуктивной деятельности дошкольников;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Игровые методы
- проведение игр различных видов (дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);
- воображаемые ситуации в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
-проигрывание и сочинение сказок в интерактивной песочнице
Планируемые результаты освоения детьми программы «Добрый мир»
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том »что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
|